Тема 1

История возникновения одежды. Функции одежды.

Понятие одежды. Формирование и развитие одежды. Функции современной одежды: утилитарная. социальная, эстетическая, экономическая.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОДЕЖДЫ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ. Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества. Человек в эпоху палеолита (40 — 25 тысяч лет тому назад) уже умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы — листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму.

ОДЕЖДА. ВИДЫ ОДЕЖДЫ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ. ФУНКЦИИ ОДЕЖДЫ. СОВРЕМЕННАЯ ОДЕЖДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ. ИСТОРИЯ МОДЫ

Она является неотъемлемой частью в жизни человека. Это материальная ценность, созданная человеком, некое произведение искусства. Одежда очень разнообразна, на любой вкус и цвет. Есть виды изделий, знакомые каждому:

  • белье;
  • носочно-чулочные изделия;
  • обувь;
  • головные уборы;
  • платья;
  • верхняя одежда;
  • украшения.

Исследователи утверждают, что одежда появилась еще во времена ранних этапов жизни человека, а точнее в период палеолита. Давние люди использовали практически любые средства, которые им попадались по руку, они сшивали, связывали листья и солому, шкуры животных, использовали тростники. Также изготавливали головные уборы из природно-растительных материалов, а также животного происхождения, среди них: оболочка кокоса, тыква, страусиные яйца, панцирь черепахи.

Искусствоведы говорят о том, что перед тем как произошла одежда, давние предки окрашивали свое тело, делали тату, рисовали магическую символику, тем самым они считали, что предостерегают себя от злых сил и духов, отпугивают врагов или же способны, таким образом, продемонстрировать свое положительное расположение к человеку. И только спустя некоторое время тату и все, что рисовали наши предки перенеслось на ткани.

Сегодня, одежда выполняет важные функции и играет роль первой необходимости. Существуют три ее функции: эстетическая, защитная и информационная. Первая передает облик исторических времен, национального духа и характера или креативные особенности, индивидуальный стиль человека. Защитная функция служит некой броней от сезонных, погодных условий, а информационная особенно важна в повседневной жизни, имеет большое значение в профессиональной деятельности.

Современная одежда и ее влияние

В наше время многое можно узнать о человеке по его внешнему виду, что он собой представляет. Одежда способна указать на различные человеческие качества, как на позитивные, так и негативные, это, своего рода, знак для представителей общества. Взять, к примеру, подростков, для большинства из них, одежда – это способ показать свою креативность, независимость. Они формируют свой собственный образ или обращаются к определенному стилю в одежде, в этом возрасте подростки пробуют себя во многом, ведь у них происходит процесс взросления и становления личности, поэтому некоторые, как способ выражения своей личности используют одежду.

Мода в одежде

Тенденции в моде неустанно меняются, корректируется форма, цвет, образ. Еще с семнадцатого века самым модным городом считается Париж, именно оттуда пошло выражение – «быть одетым по моде». Актуальные тенденции в одежде очень схожи с концептуальным искусством, поскольку в ней соединяются несколько элементов в один «фэшн» образ (прическа, фасон, различные аксессуары, макияж, цветовые сочетания). Мода привязана к тенденции совершенства человеческого тела. Когда-то в Китае была популярна деформация ступней у женщин, считалось, что представительница прекрасного пола с маленькой ножкой необычайно красива, а в Европе и вовсе нарушали пропорции тела корсетом.

Также на моде прослеживается направленность к формированию сексуального образа. В современной одежде сохранилось стремление к обнаженности, например, в средневековье традиционно делали акцент на мужских интимных достоинствах. А вот в Индии вводили санкции за ношения одежды противоположного пола.

Тема 1.2 

Классификация современной одежды

Основные понятия об одежде и ее классификации

Одежда – изделие или совокупность изделий, покрывающих частично или полностью тело человека. Служит для обеспечения жизнедеятельности и взаимосвязи человека с окружающей социальной и материальной средой.

Деталь – это часть плоского материала, полученная в результате членения для создания объёмной формы изделия. Деталь одежды  - цельнокроеная (или состоящая из элементов) часть швейного изделия. Это могут быть перед (полочка), спинка, рукав, воротник, левая или правая половинка брюк, заднее или переднее полотнище юбки и т.п. Развертка деталей одежды – развернутая на плоскость поверхность объемной формы деталей одежды, учитывающая измерения фигуры человека, конструктивные прибавки к данным измерениям и технологические припуски.

Каждая деталь одежды имеет технологическое наименование.

Перед – основная передняя деталь плечевого швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей. 

Полочка – основная передняя деталь плечевого швейного изделия, имеющая разрез или застёжку от линии горловины до линии низа.

Спинка -  основная задняя деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей.

Центральная часть переда или спинки – передняя или задняя деталь швейного изделия, составная центральная (средняя) часть переда (полочки) или спинки, расположенная между их боковыми частями.

Бочок – боковая деталь швейного изделия, составная боковая  часть переда (полочки) или спинки.

Рукав – деталь швейного изделия, полностью или частично покрывающая руку. Может быть выкроен совместно или раздельно с полочкой и спинкой.  

Воротник – сдвоенная (верхняя и нижняя) или одинарная  деталь швейного изделия, выкроенная из основных материалов, предназначенная для выражения художественной идеи модели,  может выполнять теплозащитную функцию. По детали нижнего воротника выкраивают деталь верхнего воротника.

Половинка брюк, левая (или правая) – передняя (или задняя) деталь поясного изделия, покрывающая спереди или сзади левую (или правую) нижнюю часть туловища и ногу.

Полотнище юбки – передняя (или задняя) деталь поясного изделия, покрывающая переднюю (или заднюю) нижнюю часть туловища и ног.

Плечевая накладка – деталь швейного изделия, предназначенная для придания устойчивой формы плечевой части изделия и формирования плечевого пояса фигуры.

Деталь верха – деталь швейного изделия из основного материала (или материалов), цельнокроеная или состоящая из частей.

Деталь подкладки – деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей, выкроенная из подкладочного материала по контурам (с небольшими отличиями) деталей изделия, предназначенная для оформления внутренней (изнаночной) стороны изделия, предохранения от быстрого износа и создания удобства в носке.  

Деталь прокладки – деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей, выкроенная из специального материала (прокламелина, флезилина, утепляющих материалов и т.п.), расположенная между деталями верха и подкладки и служащая для придания формы или утепления модели. 

Функция изделия — назначение или служебная роль изделия. Функциональность — соответствие изделия его назначению, способность изделия выполнять определенную службу, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека.

Классификация одежды – разделение современной одежды на ассортиментные группы в зависимости от половозрастного признака, способа изготовления, сезона, функции и стиля. Одежду подразделяют на верхнюю и повседневную одежду; одежду для отдыха, спорта, туризма; одежду нарядную, праздничную и вечернюю; одежду специального назначения - для торжественных случаев, свадебную и т.п.

Ассортимент — ряд изделий, подразделяющиеся по видам, наименованиям, назначению, сортам и применяемому сырью. Ассортимент одежды – совокупность изделий различных видов и назначения, объединённых в отдельные группы по определённым признакам (материалы изготовления, размеры, назначение и т.п.), выпускаемых промышленностью для удовлетворения потребительского спроса.

Вид одежды – совокупность швейных изделий, объединенных в самостоятельную группу по определенным признакам, сходных по назначению и близких по модельно-конструктивному решению. Так, вид одежды - верхняя одежда включает – летнее пальто, демисезонное пальто, зимнее пальто, полупальто, жакет и т.п.

Лёгкая одежда – одежда, относящаяся к повседневной, летней или другим видам одежде, изготовленная из облегчённых материалов и не играющая большой роли  в утеплении организма (сарафаны, платья, блузы, сорочки, брюки и т.п.). Под платьем иногда понимают одежду, надеваемую на белье. Это может быть и костюм, и платье, и блузка, и юбка и т.п.

Верхняя одежда – одежда, надеваемая наверх белья, которая в основном служит для тепловой изоляции организма. Это - платья, юбки, пиджаки, брюки, пальто и т.п. Под верхней одеждой понимают так же одежду, надеваемую на платье в зависимости от сезона (пальто, плащ и т.п.).

Каждый вид одежды делится на ассортиментные подвиды (группы) по определенным признакам: назначению, условиям эксплуатации, сезонному, половозрастному, виду материала и др.

Ассортиментной группой называется ряд изделий, выполняющих одну функцию и одно назначение. Признаки деления одежды на ассортиментные группы положены в основу различных классификаций: торговой, швейной, десятичной системы классификаций одежды ОКП (Общесоюзный классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции).

Назначение одежды - по этому признаку одежду делят на ассортиментные группы в соответствии с целевым назначением, областью, условиями и способами эксплуатации, сезонным и половозрастным назначением, по сырьевому признаку и др. В соответствии с целевым назначением одежду делят на бытовую, спортивную, производственную, форменную и ритуальную. Условия эксплуатации разделяют одежду на повседневную или выходную, способ ее применения - на верхнюю, нижнюю (надеваемую непосредственно на тело) и корсетные изделия.

Область эксплуатации - конкретизация условий и способа применения. Например, повседневную одежду для дома, работы или прогулок и т.п. конкретизируют в зависимости от способа употребления. Например, одежду для дома делят на одежду для отдыха дома, уборки, для работы в саду и т.п.

По сезонному признаку одежду делят на летнюю, зимнюю, внесезонную и сезонную.

По половозрастному признаку одежду делят на мужскую и мальчиков, женскую и девочек, одежду для взрослых, детей и подростков (15…18 лет). Одежду для взрослых делят на младшую; (18…29 лет), среднюю (30…45 лет) и старшую (старше 45 лет) возрастные группы. Детскую одежду делят на одежду для новорожденных, ясельную, для дошкольников, для младшего школьного возраста, для старшего школьного возраста.

По сырьевому признаку (видам материалов) одежда делится на группы в зависимости от волокнистого состава материала основных деталей изделия - на одежду изготовленную из материалов из натуральных волокон (хлопок, лен, шерсть, шелк), смесовых, синтетических (химических), на одежду, изготовленную из одного материала и комбинированную.

По степени производственной готовности одежду делят на готовую одежду (пригодную к эксплуатации) и полуфабрикаты (с незаконченной обработкой некоторых узлов, с целью дальнейшей подгонки изделия на фигуре). Одежда может быть изготовлена на массового и конкретного потребителя.

Каждый вид бытовой одежды, в зависимости от условий и места ее использования, классифицируют на повседневную, нарядную, домашнюю, производственную, зрелищную, форменную, одежду для отдыха.

Повседневная одежда предназначена для различных занятий (работы, учебы, прогулок, посещений выставок  и т.п.) и ее носят в течение дня. Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. На стиль повседневной одежды влияет вид деятельности и характер работы человека, его образ жизни. Например, для работы в офисе или учебы характерны стиль деловой одежды и предъявляются строгие классические требования к прическе, костюму и обуви.

Нарядная одежда - одежда для особых случаев, торжеств, приемов, праздников и т.п. Она создает особое настроение и праздничную атмосферу. Нарядная одежда в зависимости от события и назначения подразделяется на одежду для домашних торжеств, официальных приемов, бала, свадьбы, посещения театров, и т.д.

Одежда для отдыха – одежда, отличающаяся удобством, функциональностью, способностью отражать индивидуальность человека. Это одежда для занятий спортом, прогулок, для отдыха у моря, для посещения дискотек, клубов и т. п.

Домашняя одежда – повседневная одежда для отдыха и работы дома. Ее вид зависит от рода занятий дома. Это могут быть традиционные домашние халаты, пеньюары, фартуки или джинсы, трикотажные майки и джемпера.

Спортивная одежда - специальная одежда для занятий профессиональным или любительским спортом. Спортивную профессиональную одежду для специальных видов спорта изготавливают из новейших материалов, максимально учитывая современные требования конкретного вида спорта.

Производственная одежда - спецодежда для работы на производстве, ее вид зависит от условий, рода производственной деятельности человека и требований охраны труда. Это могут быть спецовки, жилеты дорожных рабочих, халаты врачей и т.п. Спецодежда для работы в неблагоприятной среде для человека выполняет защитную функцию и должна быть максимально удобной для выполнения работ. Это одежда работника химического производства, нефтегазовой промышленности, сталевара, шахтера и т. п. изготовленная из огнеупорных, водонепроницаемых, отталкивающих нефтепродукты специальных материалов и т. п.

Зрелищная одежда - костюмы различного вида, для представлений, исполнения ролей в театре, кино, концертах, цирке, участия в карнавальных, фольклорных танцевальных и музыкальных выступлениях. Такая одежда должна соответствовать характеру конкретного представления и создавать яркий образ.

Форменная одежда - униформа, обозначающая принадлежность к определенной организации, ведомству. В одежде значимы знаковая и защитная функции.

В зависимости от способа крепления на фигуре человека, одежду делят на плечевую и поясную. От способа расположения на фигуре - на нижнюю, легкую и верхнюю одежду.

Поясная одежда – одежда, которая опирается на поверхность тела между линиями талии или бёдер (на талиевый или тазовый пояс) и частично или полностью покрывает нижнюю часть туловища и нижние конечности. К ней относятся различные покрои юбок, брюк, фартуков.

Плечевая одежда – одежда, которая опирается на плечевой пояс или участок туловища, расположенный в верхней части спины, груди. Это различные покрои платьев, блуз, сорочек, пиджаков, пальто и т.п.

Нижняя одежда - бельевая или нательная одежда, надеваемая непосредственно на тело, служащая для обеспечения нормального функционирования кожных покровов и регуляции теплообмена организма человека. Это могут быть трусы, майка, корсетные изделия, нижняя сорочка и т.п. Бывает повседневное белье, одежда для сна, спортивное белье.

Корсетные изделия – изделия, формирующие и поддерживающие отдельные части тела и надеваемые непосредственно на тело человека. Это могут быть бюстгальтер, грация, корсет и т.п.








Тема 1.3

Что такое мода?

Мода (от французского слова mode и от латинского modus - мера, способ, образ, правило, предписание): стремительная, ветреная, как молодая девушка, в поисках своего единственного суженого.

Мода - это временное преобладание какого-либо одного стиля или его части в разных сферах жизни и культуры. Она определяет популярные на данном отрезке времени стили и типы одежды, направления в искусстве, способы поведения, стиль жизни, господствующие идеи, особенности этикета, архитектуры, литературы и т.д.

Мода изменчива, непостоянна, но она является неким живым импульсом к новизне, к поиску и творчеству. Мода - это смена образов и форм, их, пусть даже временное, но господство, в определенный промежуток времени.


Мода - это бизнес. Спрос рождает предложение, как и в любом деловом предприятии. Но это не является определяющим в ней. Мода свидетельствует, прежде всего, о постоянной тяге человека к развитию и поиску нового. Человеку без новизны и творчества трудно жить на свете.

Мода является самым загадочным явлением современной культуры. Она отражает намного больше, чем просто отношение к одежде и украшениям. Мода – это вкус общества, который быстротечно меняется! Кроме того, она наглядно отображает действительность, манеры поведения и индивидуальность. А вот высокая мода – это уже неповторимое творение известных домов моды, которые задают основные тенденции и стили в одежде.


Употребляя слово «мода», мы обычно имеем в виду моду в одежде. Стремительный темп современной жизни требует предельно удобной и в то же время разнообразной и красивой одежды. Основными критериями моды являются функциональность, комплектность, рациональность.


Современная мода отличается большим богатством идей. Она создала для нас благоприятные условия для их выбора, потому что одновременно существуют и одинаково модны и привлекательны разные стили, формы, покрои, разные объемы и длина одежды, широкая цветовая гамма. И это вполне логично, поскольку все люди разные не только по внешним данным, темпераменту, социальному положению, но и просто по своему отношению к моде и одежде. Сегодня в моде ценится индивидуальность, умение приспособить новую идею конкретно для себя.


В наши дни мода, как никогда, отличается демократизмом. Сочетание дешевой футболки и отлично сшитого пиджака уже никого не смущает. Джинсы стали уместны даже в дорогом ресторане. Капризная мода, два раза в год меняющая цветовую гамму коллекций, постоянно подталкивает нас к мысли о необходимости освежить наш гардероб, радикально изменить цвет волос, макияжа, одежды - словом, изменить имидж.


В распространении моды, а главное, в создании общественного мнения по поводу той или иной новинки ведущую роль играют кумиры публики, знаменитости, которые на приемах, фестивалях, парадах, модных курортах появляются в платье от того или иного известного модельера и утверждают новую моду. А затем роль ее распространителя, естественно переходит, к телевидению и кино.


На сегодняшний день уникальность моды состоит в том, что она подразумевает не только одежду, но и внешнюю красоту. Кутюрье, стилисты, визажисты и парикмахеры не просто украшают жизнь человека, они развивают модную культуру.


Мода помогает развить вкус, экспериментировать, во всём многообразии искать то, что подходит именно вам. С помощью мира моды можно развивать чувство прекрасного, а уже отточенный вкус поможет определиться с собственным стилем.


Тема 1.4

Стилевое решение костюма. Понятия  и термины.

Понятия и термины

Классический, спортивный, романтический, фольклорный, эклектический.




1. Понятие стиля, его виды. 
2. Особенности композиции костюма классического стиля. 
3. Особенности композиции костюма спортивного стиля. 
4. Особенности композиции костюма стиля «фантази». 
5. Особенности композиции одежды, построенной на смешении стилей.

1. Понятие стиля, его виды

Стиль – это устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характерное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника. 
Стиль – это идейная и художественная общность изобразительных приёмов в искусстве определённого периода, в отдельном художественном направлении или манере отдельного художника. 
Взаимосвязь стиля и моды очевидна, однако стиль является более устойчивым критерием одежды. Недаром великая Габриэль Шанель утверждала: “Мода приходит и уходит, а стиль остаётся”. 
В отличие от исторически сложившихся стилей (классицизм, ампир, ренессанс), которые существовали в моде веками, сегодня в чистом виде стиль встречается не часто. Последним «большим художественным стилем» считается модерн. Современная мода отличается разнообразием стилей. Однако существует общая тенденция, которая заключается в отказе от атрибутов ранее существовавших стилей. 
В настоящее время сформировались и прочно утвердились следующие стили в костюме: классический, спортивный, фантазийный. Кроме того, внутри каждого большого стиля развиваются микростили, которые могут изменяться, дополняться в зависимости от модных тенденций. Каждый сезон модные издания пропагандируют новые стили, каждый дизайнер стремиться создать свой стиль. На появление новых стилей оказывает влияние изобретение новых материалов и способов обработки.

2. Особенности композиции костюма классического стиля

Классический стиль отличается сдержанной простотой линий, лаконичным кроем, деликатным цветовым решением, достаточно строгим образным звучанием в целом. Одежда этого стиля привлекает внимание высоким качеством исполнения, использованием добротных и благородных по качеству тканей (натуральных или близких к натуральным). Вещи, выполненные в данном стиле, не теряют своей актуальности в течение нескольких сезонов. 
Особенности классического стиля: 
• силуэты: прямой, прилегающий, полуприлегающий; 
• пропорции соответствуют пропорциям фигуры человека; линия талии на естественном уровне; линии, образующие форму, лаконичные в основном вертикальные; 
• сочетания цветов характеризуются строгостью, спокойствием; ткани в основном однотонные или с едва заметной узкой полоской; 
• воротники – английского типа или вообще отсутствуют; рукава – втачные только прямые и узкие; карманы – только прорезные; 
• жакеты – без поясов с центральной застёжкой и только на пуговицы и петли; отделка почти отсутствует; 
• юбки и брюки – прямые или чуть расклешённые, скроенные строго по основной нити, без складок; фасоны создаются только конструктивными линиями; 
• блузки – небольшого объёма, горловина оформляется воротником, рукава втачные заканчиваются манжетами (мужского типа); 
• дополнения украшения, макияж – сдержанные, спокойные, в тон основного материала. 
На базе классического стиля путем комбинирования отдельных его элементов формируются различные микростили: 
• английский стиль / в 80-х годах XIX века вошел в моду женский английский костюм, покроем напоминающий мужской 
• стиль Шанель / элегантно-практичные деловые костюмы из твида или джерси (рис. 8.1, б); 
• стиль минимализм или пуризм / простота и стремление к комфорту 
• анимальный стиль / использование в качестве материала кожи и меха разнообразных животных (или тканей, имитирующих их) 
• клетчатый стиль («шотландка») / использование клетчатых тканей 

Рис. 1. Модели одежды в классическом стиле: 
1 – английский стиль; 2 – стиль Шанель; 3 – стиль минимализм; 
4 – анимальный стиль; 5 – клетчатый стиль

3. Особенности композиции костюма спортивного стиля

Одежда спортивного стиля характеризуется подчёркнутой свободой формы, обес-печивающей удобство человека в движении и в то же время подчёркивающей подтяну-тость, стройность, спортивность фигуры (облегающие формы). Используемые ткани от-личаются хорошими гигиеническими свойствами: гигроскопичностью, водоустойчиво-стью и воздухопроницаемостью (натуральные и смесовые волокна).

Особенности спортивного стиля: 
• силуэт прямой (с поясом или без него), реже полуприлегающий, для одежды, об-тягивающей фигуру, – прилегающий; 
• пропорции зависят от замысла модели и не всегда соответствуют пропорциям фигуры; линия талии может быть на естественном месте или смещена вниз к линии бёдер; линии, образующие форму чаще горизонтальные; 
• объём одежды допускается несколько увеличительный; форма и покрой свобод-ные и просторные, особенно в верхней части; 
• сочетание цветов – тональное или контрастное; ткани – любые «тонкие» или «толстые», прочные формоустойчивые или эластичные, легко растягивающиеся; расцветка тканей отличается яркостью, контрастностью, активностью; допуска-ется сочетание в одной модели тканей, различных по фактуре и цвету; 
• воротники – всевозможные; рукава – всевозможные по форме и конструкции, могут быть с применением мягких складок, вытачек, рельефов, низ чаще всего обрабатывается на манжете; 
• жакеты – чаще всего прямые, свободные с поясом или без него, а также могут быть с приталенной планкой по низу; фасон создается как конструктивными, так и декоративными линиями; 
• отделки – спортивного характера и довольно эффектные (вышитые фирменные знаки, стежка, декоративная строчка); застёжка любая (чаще смещённая); мно-жество деталей разных форм и размеров (карманы, клапаны, манжеты, погоны); “броская” фурнитура; 
• юбки – со складками, прямые или расширенные, клиньевые, “плиссе”, “гофре”; брюки – различной длины и формы; 
• блузки – свободные объёмы, рукава рубашечного покроя, разнообразные кокет-ки, планки, клапаны, манжеты; 
• дополнения, причёска, макияж – могут быть естественные, нейтральные или резкие, яркие, модные (в зависимости от выбранной модели).

Спортивный стиль состоит из множества микростилей: 
• стиль сафари — это чаще всего летняя одежда из льна, хлопка и джинсовых тка-ней (слово «сафари» обозначает экспедицию вглубь Африки); 
• деним или джинсовый стиль — это то шикарный, то экстравагантный, то спор-тивный, он идеален и для женщин и для мужчин; 
• стиль милитари — военизированный стиль в спортивной одежде и одежде для отдыха (рис. 8.2, в); 
• космический стиль / используются материалы, имеющие футуристический вид, цвет и крой являются второстепенными; 
• стиль оп-арт (оптическое искусство) / используются ткани с геометрическими рисунками, абстрактными орнаментами, яркие, контрастирующие друг с другом цвета.

Рис. 2. Модели одежды в спортивном стиле: 
1 – стиль сафари; 2 – джинсовый стиль; 3 – стиль милитари; 
г – космический стиль; д – стиль оп-арт

4. Особенности композиции костюма стиля «фантази»

Одежда стиля “фантази” отличается большим разнообразием, декоративностью форм и деталей, а также сложным покроем, нарядностью отделки (мех, кружева, гипюр). Одежду шьют как из лёгких, воздушных, пластичных тканей (натуральный шёлк, виско-за), так и из жёстких формообразующих (парча, капрон). Характерной чертой стиля яв-ляется подчёркнутая женственность подобной одежды. 
Особенности стиля «фантази»: 
• силуэты, линии и формы могут быть самыми разнообразными, от форм ма-ленького объёма, плотно прилегающих к фигуре, до пышных форм, поддержи-ваемых при помощи каркасов; 
• фасон создаётся как конструктивными, так и декоративными линиями, причём последние могут иметь доминирующее значение; 
• особенностью одежды данного стиля является подчёркнутая декоративность и оригинальность композиции; 
• пропорции одежды можно подчеркнуть пропорциями фигуры, а можно скры-вать их; членение формы может быть асимметричным; 
• отличительная черта данного стиля – линия подреза может быть под грудью или чуть ниже; 
• рукава, воротники, карманы – разнообразные по форме и конструкции (“фона-рик”, “летучая мышь”); 
• сочетание цветов: от пастельных, светлых цветов до ярких, насыщенных; 
• жакеты могут быть любого покроя и длины (фигаро, балеро, удлинённые до середины бедра и ниже); 
• отделка / всевозможные драпировки, бахрома, воротники сложных фасонов, глубокие декольте, вышивки всех видов; 
• юбки / предельно короткие или длинные до пола; предельно узкие или широкие; 
• блузки / использование драпировок, подрезов, буф, различных покроев рука-вов; детали отличаются разнообразием форм, характером отделок (рулик, кант, тесьма, кружево); 
• застёжки / как на пуговицы и петли, так и на кнопки, молнии, всевозможные шнурки, завязки или свободный запах под пояс; 
• дополнения, украшения, причёска, макияж могут быть необычные, образные, подчеркивать романтический характер одежды и создать индивидуальный об-раз женщины.

Стиль «фантази» состоит из различных микростилей: 
• романтический стиль / женственный, кокетливый, сентиментальный, с исполь-зованием драпировок, декольте, воланов, оборок; 
• стиль хиппи / полное отсутствие ограничений в гардеробе; 
• стиль ретро / использование мотивов, деталей, приемов моделирования про-шлых десятилетий (рис. 8.3, в); 
• стиль винтаж / стройные силуэты, строгость форм, использование кружев и вышивки (рис. 8.3, г).

Одним из ярких проявлений стиля «фантази» является фольклорный стиль, иногда его выделяют в отдельное стилевое направление. 
Фольклорный (этнический) стиль – это стиль, вобравший в себя элементы на-циональных костюмов практически со всего мира и соединивший их в целое. Фольклор-ный стиль сегодня – это заимствование не только приемов декоративного оформления одежды – отделок, вышивок, но и элементов и способов кроя, форм и предметов одежды. Народная одежда отличается рациональной простотой форм, в ней чувствуешь себя рас-кованно и свободно, она подразумевает близость к природе: уютные шали, платки, на-кидки, капюшоны, безрукавки, свободные теплые кофты, стеганки, дубленки, сборчатые юбки, многослойные комплекты и многое другое взяла мода из вековой сокровищницы национальной одежды народов мира. 
Условно фольклорный стиль делится на следующие микростили: 
• английское кантри – обобщенный образ одежды для загородных прогулок (рис. 8.4, а); 
• стиль гаучи отражает черты народной одежды скотоводов-гаучо Южной Аме-рики (рис. 8.4, б); 
• японский стиль / характерны безупречные цветовые сочетания и лаконичные формы (рис. 8.4, в); 
• скандинавский стиль / основа – простота и естественность; 
• стиль экзотика / этнические узоры и богатство красок, теплые рыже-красные тона (рис. 8.4, д).

Рис. 3. Модели одежды в стиле фантази: 
1 – романтический стиль; 2 – стиль хиппи; 3 – стиль ретро; 4 – стиль винтаж

Рис. 8.4. Модели одежды в фольклорном стиле: 
1 – стиль кантри; 2 – стиль гаучо; 3 – японский стиль; 4 – скандинавский стиль; 5 – стиль экзотика

5. Особенности композиции одежды, построенной на смешении стилей

Эклектика – смешение различных стилей, сосуществование одновременно несколь-ких стилей. Эклектизм стал одной из важнейших характеристик культуры XX века, осо-бенно его последней трети – культуры “постмодерна”, что оказало влияние и на моду, и на костюм. 
В современной моде более не существует “хорошего вкуса”: джинсы стало воз-можным надевать со смокингом, жакет в стиле “Шанель” – с шортами. Свободно сме-шиваются различные элементы, развивается тенденция сочетания несочетаемого. 
Но есть стили, которые легко и естественно соединяются в единое целое. Например, одежда классического стиля органично сочетается с романтической и спортивной (ро-мантическая блуза и строгий костюм). Удачные варианты сочетаний даёт также соеди-нение спортивного стиля с фольклорным, фольклорного с романтическим. 
В последнее время эклектичность в одежде превратилась в модную тенденцию. Со-четается тончайший шёлк и грубое хлопчатобумажное полотно, натуральный мех и “за-стиранные” джинсы. 
Мода уже не диктует готовые рецепты, а предлагает каждому из нас смело экспери-ментировать и из многообразия вариантов выбрать свой неповторимый стиль в одежде.

В стиле эклектика прослеживаются несколько микростилей: 
• стиль фьюжн – поиск общего в различном; 
• стиль гранж – соседство откровенно дорогих вещей с явно дешевыми; 
• стиль китч – откровенная безвкусица становится принципом выбора; 
• стиль кэжуаль – случайное сочетание предметов одежды.

Рис.5. Модели одежды в смешанном стиле (стиль эклектика): 
1 – стиль фьюжн; 2 – стиль гранж; 3 – стиль китч; 4 – стиль кэжуаль

Подведем итоги: 
• Стиль – это устойчивое единство образной системы, выразительных средств, ха-рактерное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или мане-ра отдельного художника. 
• В настоящее время сформировались и прочно утвердились следующие стили в костюме: классический, спортивный, фантазийный. Кроме того, внутри каждого большого стиля развиваются микростили. 
• Классический стиль отличается сдержанной простотой линий, лаконичным кроем, деликатным цветовым решением, достаточно строгим образным звучанием в целом. 
• На базе классического стиля формируются различные микростили: английский, «Шанель», минимализм, анимальный, клетчатый. 
• Одежда спортивного стиля характеризуется подчёркнутой свободой формы, обес-печивающей удобство человека в движении и в то же время подчёркивающей под-тянутость, стройность, спортивность фигуры (облегающие формы). 
• Спортивный стиль состоит из множества микростилей: сафари, деним, милитари, космический, оп-арт. 
• Одежда стиля “фантази” отличается большим разнообразием, декоративностью форм и деталей, а также сложным покроем, нарядностью отделки (мех, кружева, гипюр). Характерной чертой стиля является подчёркнутая женственность подоб-ной одежды. 
• Стиль “фантази” состоит из различных микростилей: романтический, хиппи, рет-ро, винтаж. 
• Фольклорный (этнический) стиль – это стиль, вобравший в себя элементы нацио-нальных костюмов практически со всего мира и соединивший их в целое. 
• Фольклорный стиль делится на следующие микростили: английское кантри, гаучи, японский, скандинавский, экзотика.
• Эклектика – смешение различных стилей, сосуществование одновременно не-скольких стилей. 
• В стиле эклектика прослеживаются несколько микростилей: фьюжн, гранж, китч, кэжуаль.













Темы 
1.5
1.6

Силуэт и линии в костюме. Силуэтные формы, передача пластики материалов в линии. Определение понятий

« форма», «силуэт». Роль силуэта в характеристике форм одежды. Структура материала. Элементы пластической формы одежды. Связь структуры материала с его пластикой. Понятие о пластической форме модели. Роль линий в пространственном выражении формы.

Задание: Выполнить разработку эскизов моделей различных вариантов силуэтных   форм, ориентируясь на материал с заданными свойствами.  ФА4

Выполнить разработку эскизов моделей различных вариантов пластической формы Ф А4

Создание  силуэтных форм  из геометрических форм: квадрат, треугольник, прямоугольник. Поиск эскизов.