Тема 1

Рисование гипсовой анатомической фигуры Гудона

Решение - тональное.

Задача  - пластическое построение фигуры, изучение мышц, лепка формы основных масс фигуры.

Рисунок данной модели представляет собой важное упражнение для изучения пропорций и мышц фигуры человека. В процессе обучения академическому рисунку модель, как правило, изображается с лицевой стороны, так как обратная сторона зачастую представляет простую для изображения форму, которую легко воспроизвести с любого ракурса. Совсем другое дело процесс рисовании фигуры в рост. Этот процесс можно охарактеризовать, как способ изучения сложности, совершенства и многофункциональности фигуры человека. Выполнение такого задания способствует развитию наблюдательности, формирует аналитическое мышление, учит пониманию конструкции сложной формы.

Для начала важно выбрать необходимый ракурс и установить модель и освещение. Рассмотрим основные возможные положения модели.






Выберем один из ракурсов и поставим освещение таким образом, чтобы падающие и собственные тени не мешали правильно воспринимать форму модели. Саму модель целесообразно разместить таким образом, чтобы её центр располагался несколько выше прямого взгляда рисовальщика.

С самого начала обучения важно иметь в виду, что форма гипсовой модели фигуры очень сложна и определяется, в первую очередь, конструктивной основой. Под словом «конструкция, мы имеем в виду строение, взаимное расположение частей, пропорции и структуру формы. Когда мы говорим «крепкий рисунок», то имеем в виду хорошо построенный рисунок. Для достижения успеха в работе над изображением  надо научиться видеть и понимать закономерности конструктивного строения формы и уметь выразить их в рисунке.


Последовательность рисование гипсовой модели фигуры.

Стадия 1: компоновка:

Для рисунка фигуры целесообразно брать формат А1. Предварительно надо осмотреть натуру со всех сторон, чтобы определить, как выгоднее (эффектнее) разместить рисунок на изобразительной плоскости, определить с какой точки зрения лучше будут выражены особенности формы. Выбрать точку зрения, с которой изображаемый объект выглядит наиболее выразительно: это помогает рисующему успешнее решить композиционную задачу. Надо научиться выбирать наиболее удачную точку зрения, а не садиться на первое попавшееся место. Более того, рисующему, с самого начала необходимо ясно представить, как будет выглядеть в конечном итоге его рисунок. Только после этого можно браться за карандаш. Процесс рисования фигуры начинается с компоновки изображения на листе бумаги. Размер изображения должен согласоваться с размером бумаги, то есть изображение не должно быть втиснуто в лист, но не следует оставлять и слишком больших полей. Как правило, изображение фигуры в листе располагается максимально крупно по вертикали - сверху приблизительно один сантиметр, а снизу два с половиной. Думая над композицией, надо увидеть характерные особенности фигуры и ее движение. Для этого необходимо определить общие габариты модели и разметить их при помощи коротких лёгких засечек. Расстояния от абриса фигуры до края листа должны быть приблизительно равными. Определив общие габариты фигуры, можно легкими линиями наметить абрис - контур, нанести на него осевую и основные членения – середина фигуры, голова, плечи, локти, кисти колени. Выбирая композиционное расположение, рекомендуется сделать несколько предварительных набросков на маленьких листах или свободных полях. Когда соотношение будущего рисунка с форматом бумаги будет окончательно найдено, можно приступать к длительному рисунку.


При работе над длительным рисунком положение рисовальщика должно оставаться неизменным на протяжении всего процесса рисования. Чтобы после перерыва в работе найти прежнюю точку зрения, можно рекомендовать рисующему следующий прием: запомните или отметьте лёгкой линией два фрагмента, расположенные строго по вертикали, а в начале следующего сеанса сядьте так, чтобы визуально всё оказалось на прежнем месте.

Стадия 2: построение:

1этап: определение пропорций общей формы гипсовой модели фигуры и её основных частей.

Начиная работу над построением рисунка, необходимо прежде всего отметить самые характерные особенности, положения фигуры в пространстве, а затем уже пропорциональные отношения частей и целого. Такое внимательное предварительное визуальное ознакомление с натурой служит основой для перехода к дальнейшему анализу объекта. При этом следует учитывать общий характер формы объекта и его пропорций. На первых этапах работы над рисунком линии проводятся очень легко, еле-еле касаясь карандашом или углем листа бумаги. Такое набросочное изображение необходимо для того, чтобы в процессе дальнейшей работы иметь возможность вносить исправления и уточнения.

Важно постоянно помнить, что линейно-конструктивное построение является лишь начальным этапом работы над рисунком, оно не гарантирует рисовальщику абсолютно точного выражения формы. Точность и правильность достигается длительным анализом модели на протяжении всех часов рисования. На каждом новом этапе построения изображения должны вноситься коррективы и уточнения. Следует отметить ряд характерных ошибок. Зачастую, в процессе рисования, сделав более-менее верное построение изображения формы фигуры, рисовальщик успокаивается и больше не возвращаться к проверке проделанной работы. Между тем, начиная прорисовывать, например, форму и размеры рук или стоп, замечает, что на рисунке они получились разными, но исправить ошибки не спешит, а потом и вовсе забывает о них. В результате, при проверке, обнаруживается целый ряд грубых ошибок. Поэтому целесообразно приучить себя все время в процессе рисования следить за достоверностью пропорционального соотношения частей и целого, за правильностью выражения конструктивной основы формы, как всей фигуры в целом, так и ее отдельных частей. Определяя характер формы гипсовой модели фигуры  в ее обобщенном виде, можно воспользоваться методом сравнения одних фрагментов с другими.


Выявляя линейно-конструктивную основу формы гипсовой модели фигуры и ее основных частей, рисовальщик должен опираться на конструктивную схему построения. Вначале наметим общие пропорции фигуры. Размер головы, как правило, используется в качестве единицы измерения. Возьмите скомпонованную в листе высоту фигуры, отмеченную точками от макушки до пяток. Разделите на восемь равных частей. Так как, высота фигур восемь размеров головы по вертикали, ширина плеч составляет два размера головы по горизонтали, а ширина бедер, приблизительно, полторы головы по горизонтали. Середина фигуры (4 размера головы по вертикали) приходится на низ лобка. Локоть находится на расстоянии трёх голов по вертикали от макушки. Конец кисти, приблизительно, на середине бедра. Низ шестой головы находится под коленом. В процессе рисования постоянно уточняются пропорции и отношения всего объема фигуры по отношению к величине деталей. Потом намечаются основные, большие поверхности, которые слегка выявляются тоном и помогают уточнить основные массы в рисунке.

Далее в процессе построения рисунка фигуры, важно особенно внимательно следить за правильностью расположения на рисунке парных - симметричных форм. Для этого рекомендуется: парные формы рисовать одновременно, например, лопатки, кисти, стопы справа и слева. Поскольку все эти элементы изображаются в перспективе, в той или иной степени, размеры необходимо определить зрительно. Но несмотря на это все части фигуры зрительно должны восприниматься соразмерными и симметричными.

Напомним ещё раз, что на стадии построения работу следует выполнять легкими линиями, не нажимая на карандаш, чтобы замеченную ошибку можно было бы легко исправить. Важно помнить, что не следует какую-либо деталь прорисовывать тщательнее, чем другие. Рисунок на любой стадии должен быть одинаково проработан во всех частях. Если у всей фигуры намечены лишь основные поверхности, образующие форму, голова руки и ноги на этом этапе должен быть уточнены лишь в отношении общих размеров и главных поверхностей, пусть их форма будет пока несколько геометрична, но она уже должна точно располагаться на нужном месте и обладать правильными пропорциями.

2 этап: деталировка гипсовой модели фигуры  и её частей.

Строя объем модели, целесообразно мысленно разделить его поверхность по основным планам, близкие к плоскостям: передние, боковые, верхние, нижние и задние. Это поможет вам лучше понять особенности строения формы фигуры. Уяснив направление этих поверхностей, легче будет определить, какая из них темнее, какая светлее, какая больше повернута к источнику света, какая меньше. Разграничивая переходы плоскостей, важно помнить, что линии, отграничивающие форму в пространстве, в то же время будут границами тоновых отношений — света, полутени и тени, границы, отделяющие одну плоскость от другой, будут не только границами между светом и тенью, но и границами более тонких отношений объёма. Понимание этого в дальнейшем будет необходимо и при прокладке светотени и позволит вам, не бездумно копировать светлые и тёмные пятна, наблюдаемые в натуре, а осознанно сообразовываться с направлением поверхности каждого участка объема, отбирая только то, что наилучшим образом выявляет форму. Обсуждая в этом разделе аспекты светотени, мы несколько забежали вперед, чтобы заострить внимание рисовальщика на важности изучения деталей фигуры.

На этом этапе работы над рисунком происходит постепенное прорисовывание деталей внутри большей формы. В процессе этой работы формируется понимание закономерностей и конструктивной логики построения деталировки натуры, это позволяет рисующему проследить за переходом одной формы в другую и передать в рисунке тончайшие колебания всей поверхности модели. Теперь можно от анализа большой формы перейти к разработке малых форм, для этого нужно точно определить их местоположение и величину. Теперь можно прорисовать пальцы рук и ног, детали лица и очертания мускулатуры. Увязать положение одной детали с положением другой и постоянно соизмерять их с общей массой фигуры. Можно слегка эти плоскости проложить тоном, но на этой стадии работы увлекаться этим не следует, так как еще не уточнены форма и расположение соседних деталей. Очевидно, что в процессе дальнейшей работы могут потребоваться исправления.

Стадия 3: пластическая характеристика формы с помощью светотени - моделировка:

На этой стадии следует учесть, что в световой зоне анатомические подробности фигуры прорисовываются более конкретно. Здесь целесообразно графически выразить, как по мере удаления деталей модели от источника света контрастность светотеневых отношений будет ослабевать, четкость рисунка будет снижаться и размываться, а на переднем плане наоборот, детали будут хорошо видны, объем будет чётко лепиться светотенью, штрих будет более жёстким. Уточним что, моделируя форму тоном, не следует оставлять чистым лист бумаги в местах рефлексов на теневых пятнах. Вначале следует передать объем простыми графическими средствами: светом, полутоном, тенью; а затем уже выявлять рефлексы, ослаблением его собственного тона и усилением тона окружающих его поверхностей. Важно постоянно помнить, что не следует торопиться набирать тон в полную силу, а усиливать нажим карандашом на бумагу постепенно.

Наметив линейно-конструктивную основу формы фигуры, можно переходить к выявлению ее объема посредством светотеневых отношений. Здесь очень важно выдержать взаимосвязь линии и тона. Границы поверхностей, образующих объем, выражаются в рисунке линейно. Линии условно расчерчивают форму фигуры на планы и являются границами света, тени и полутонов. Особо внимательно надо следить за градациями тона, другими словами, в каких местах контрасты света и тени будут резче, а в каких более мягкими. Вначале целесообразно легко проложить только тени, это позволит увидеть общий характер формы как всей головы, так и ее составных частей, что отчасти уже было сделано на предыдущих стадиях рисования, а при обнаружении неточностей, внести необходимые исправления. В линейно-конструктивном рисунке пластическая характеристика не так ясно читается, а при прокладке тона, даже легкой штриховкой, объем формы становится гораздо более ясным.

Прорабатывая моделировку формы фигуры учитывайте, что передняя часть фигуры по тону должна быть светлее боковой. При распределении светотени на форме рисовальщик должен накладывать штрих таким образом, чтобы плоскости, расположенные в пространстве под различными углами к лучам света, не были покрыты тоном одной силы. Для этого вначале должны быть проложены тени, затем перейти к полутонам, и, наконец, к светам. Такой метод работы художники эпохи Возрождения считали обязательным. Объем фигуры в этой стадии вначале намечается основными, большими поверхностями, которые слегка выявляются тоном. Мелкие детали временно можно опустить. Затем намечаются линии падающих и собственных теней, все тени прокрываются ровным мягким штрихом. Продолжая работу в тенях, можно усилить очертания собственных теней, создать рефлексы. Но важно помнить, что не следует увлекаться падающими тенями в ущерб общей моделировке формы. Эти тени зависят от освещения и носят, в общем, случайный характер, особенно, если в аудитории несколько источников света. Часть из них следует игнорировать, оставив только те, которые лучше выявляют общею форму фигуры и её детали. Поработав в тенях, можно перейти к выявлению тоном общей массы фигуры. Следует заметить, что на любой стадии работы рисунок не должен представлять набор отдельных изображений. Рисовать необходимо общую форму, которую все время надо чувствовать и передавать.

Тем, кто решил сделать рисунок с фоном, нужно помнить, что вводить фон целесообразно постепенно, чтобы голова была правильно изображена в пространстве. По законам светотени со стороны освещенной части гипсовой модели фигуры экорше плоскость стены выглядит темнее, а с теневой стороны той же модели она выглядит светлее, в целом же фон зрительно должен уходить в глубину. Начинать процесс рисования фона надо одновременно с линейно-конструктивным построением. Очень важно правильно определить тоновую насыщенность фона, в зависимости от его собственного цвета и условий освещения. Такой подход к работе будет способствовать развитию тонкости восприятия тона и более осмысленному выражению формы в рисунке.

2 этап: детальная моделировка фигуры средствами светотени.

Продолжая детальную моделировку формы, важно внимательно следить за правильностью формообразования каждой детали, не отвлекаться на случайные детали, не имеющие отношения к форме модели — сколы гипсов, щербинки, загрязнения и т. п. Будет не профессионально, если все щербинки, сколы и даже пятна на гипсовой поверхности будут скопированы точно, а пластика формы не будет смоделирована тоном в должной мере правильно. Надо внимательно следить за пластической характеристикой формы, за переходом одной формы в другую. При этом тонкие светотеневые градации помогают рисовальщику видеть и правильно передавать изображаемую структуру формы. Разрабатывая детальную моделировку изображения, штрих на бумагу важно класть по направлению движения формы (штрих по форме). Лепить форму штрихом, как скульптор, обозначая направлением штриха вогнутые и выпуклые поверхности. Необходимо, работая кончиком карандаша, как бы огибать поверхность, а на острых выходах формы штрих необходимо нарочито усиливать, что позволит разделить планы, создать воздушную перспективу. Если весь рисунок выполнять мягким тоном, то объем будет плохо «читаться», рисунок получится вялым, зализанным. Однако, если ближние планы будут заштрихованы резче, объем будет передан более убедительно и достоверно, в рисунке появится ощущение пространства.

3 этап: заключительная моделировка рисунка фигуры средствами светотени.

Это самый ответственный этап работы в процессе завершения работы над рисунком. На этом этапе происходит подчинение деталей целому, уточнение рисунка в тоне, согласование рефлексов и полутонов по отношению к свету и тени, уточняются графические средства воздушной перспективы. Продолжается углубленная проработка всей формы и ее деталей. Тени усиливаются, прокладываются полутени, намечаются рефлексы. Начинается активная работа над выявлением формы мелких поверхностей.   

Приступая к детальной проработке формы светотенью, важно внимательно сверить свой рисунок с натурой и только после этого начинать вырисовывать подробности формы. Нажим карандаша на бумагу нужно усиливать постепенно. На этом этапе идет дальнейшая углубленная проработка всей формы, и её детализация. Например, уточняется форма кистей рук, стоп, локтей и коленей, — детально лепится форма поверхности мускулатуры, сухожилий и связок. На последнем этапе рисования следует добиваться возможно более полного сходства с моделью. Желая передать материальность гипсовой модели, внимательно следите за рефлексами на деталях фигуры и за плавными переходами от света к полутону и от полутона к теням.

Света, собственные и падающие тени, рефлексы и блики на модели по мере удаления её от света ослабевают в тоне, приближаясь же к источнику света, в соответствии с особенностями нашего восприятия и законами светотени света и тени усиливаются - увеличивается контраст изображения. В процессе моделирования формы по частям, важно выдерживать соразмерность деталей и не нарушить степень их тоновой насыщенности. Вся эта работа требует многократной проверки общего состояния рисунка, сравнения его с моделью в целом. Кроме того, нужно позаботиться и о тональном единстве рисунка, уточнить относительную силу теней, полутеней, бликов, рефлексов, правильное соотношение всех этих тоновых отношений с фоном. Выполняя в правильной методической последовательности рисунок, вы ведёте рисунок с самого начала от общего к частному, от целого к деталям, а на завершающей стадии, уже обогащенный деталями рисунок, приводите опять к целому.

Стадия 4: подведение итогов работы над рисунком:

Аккуратность, чистота отделки всегда высоко ценилась в искусстве, и особенно при подготовке художников модельеров, в работе которых строгий и чёткий графический язык играет важное значение. Без прилежания, без старания нельзя добиться успеха в рисунке. Передача материальности требует ювелирной обработки рисунка. Эмоциональными росчерками здесь ничего не добьешься. 

На последнем этапе работы над рисунком надо прежде всего проверить общее состояние рисунка — подчинить детали целому, уточнить рисунок в тоне, сравнить блик со светом, рефлекс с полутоном и т. д., так как отдельные детали не должны выпадать из общего ансамбля. Затем еще раз нужно уточнить все пропорции, графический строй рисунка, проверить создана ли линейная и воздушная перспектива. Во время детальной проработки формы рисующий мог несколько сбить рисунок, в работу могли вкрасться неточности. Чтобы легче было увидеть ошибки, можно отставить рисунок на расстояние и посмотрите на него издали. Профессиональные художники в своей работе в той или иной степени обращаются к этому приёму. Их с уверенностью можно рекомендовать для проверки правильности своей работы. Здесь необходимо еще раз выявить самое темное и самое светлое место постановки, и от них, сопоставляя всю градацию полутонов и теней, привести весь рисунок к целостному решению. При проверке правильности рисунка детали дальнего плана должны быть проработаны менее чётко и контрастно чем переднего. Завершается работа обобщением рисунка, приведением его к гармоничному целому. Это необходимо потому, что, увлёкшись детальной проработкой, вы могли упустить из виду, как некоторые части рисунка могли получиться мало связанными с общим, оказались слишком дробными или контрастными, излишне выпуклыми, а некоторые важные части оказались зализанными, плоскими, стали маловыразительными. Только после всех этих проверок и уточнений рисунок можно считать полностью законченным.

Примеры:







Этюд гипсовой головы Венеры (гризайль)

Изучить   строение,  конструкцию и пропорции гипсовой головы.  Грамотно скомпоновать на листе.  Изображать голову Венеры в технике «гризайль», применяя метод анатомического анализа.

Практическая работа

Живопись гипсовой головы






- Линейно- конструктивное построение, с учетом законов перспективы.

- Композиционное решение. Определение пропорциональных соотношений  Изображать, применяя метод анатомического анализа,  передавать фактурность материала.

- Лепка формы цветом,  выявления объема.

Прежде чем приступить к живописному этюду головы, начинающему полезно выполнить один или несколько этюдов головы в технике гризайли.

Гризайль (франц. grisaille, gris — серый) — это живопись, выполненная оттенками одного цвета, когда изображение создается на основе тональных отношений (тонов различной степени светлоты) преимущественно серой или коричневой краски 

Цель этого задания — научиться передавать форму головы с помощью

светотеневых отношений, чтобы впоследствии перейти к более сложной задаче — изображению головы в цвете. Это задание можно считать переходным от рисунка к живописи.

Лепка формы головы с помощью кисти отличается от передачи карандашом.

В рисунке анализируется конструкция головы и условно передается ее цветовая характеристика. Форма и конструкция могут передаваться иногда линейно, без фона.

В технике гризайли форма головы изображается не отдельно от фона, а обязательно вместе с тем окружением, в котором она находится.

Для одноцветной живописи лучше использовать темно-коричневые (сепия, умбра жженая, марс коричневый) и черные акварельные или гуашевые краски. При работе гуашью используют белила. Не следует брать яркие краски (красные, оранжевые, зеленые и т.д.), так как в этом случае изображение теряет выразительность и остроту.

Фоном для головы может быть гладкая драпировка спокойного серого или коричневого цвета. Желательно, чтобы форма головы четко «читалась» на фоне. А освещение подчеркивало бы объем и характер натуры.

Выполнение этюда головы в технике гризайли также основывается на знании ее анатомического строения, конструкции и пропорций.

Работа над этюдом начинается с композиционного размещения рисунка на листе. Затем намечаем общий объем головы и шеи, сверяя движение и общие пропорции по серединной линии. Производим конструктивное построение формы головы. Подробная деталировка и разбор светотеневых характеристик форм головы в рисунке для живописи не обязательны, все это появится позже, когда кистью будут прорабатываться детали головы. Сейчас важно, чтобы рисунок был основой, выявляющей общую конструкцию головы и ее отдельных форм.

На следующей стадии выполняем прокладку тоном. Пишем обобщенно, не увлекаясь деталями.

Лучше начать с теней, потому что они сразу определят форму головы и дадут некий тональный камертон. Когда проложены теневые места, тогда появляется необходимость в решении фона, так как без него трудно угадать на белом листе теневую часть: она будет казаться излишне темной.

Для первой тоновой прокладки не следует брать краску в полную силу, иначе этюд получится слишком темным.

Следующий этап — конкретизация и уточнение формы головы. Прорабатываем переходы от света к тени, детали лица. Увлекаясь деталями, не забывайте о цельности восприятия натуры. Все детали должны быть связаны между собой и с общей формой головы.

Последовательность работы над этюдом головы в технике гризайли представлена на рис.


Примерные работы выполненные в технике гризайль






Рисунок гипсового черепа

Компановка. Линейно – конструктивное построение черепа






hello_html_m41f8b11e.jpg



Тема: Рисование черепа.

Рисование черепа  открывает знакомство со строением человеческого тела, сложной и интересной темой в программе занятий

Вид урока: рисование с натуры. Постановка представляет собой гипсовую модель черепа, выполненную в масштабе один к одному.

Тип урока: комбинированный урок. Выработка практических умений и навыков.

Цель: изучить основы строения головы человека с грамотным пользованием графических средств для выражения объема композиции.

Задачи:

Обучающие:

- научиться правильно компоновать на листе формата А-2 рисунок гипсового черепа;
- определять в процессе анализа формы основные пропорции и перспективные направления, задающие наклон, поворот и пластическую характеристику общего объема;

- научиться изображать конструктивные элементы черепа;

- определять и передавать основные тоновые отношения, формирующие объем в целом и пространственные взаимосвязи деталей;
- освоить тоновую моделировку и расположение теней на поверхности.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, кругозор, творческую активность.

Воспитывающие: воспитание эстетического вкуса.

Оборудование урока для учащихся ватман А2, простые карандаши разной мягкости, ластик.

 1.Изучение и анализ формы рисуемого объема, композиционное размещение его в формате листа.

2.Линейно-конструктивное построение объема с определением характерных пропорций, с передачей анатомического строения и с учетом перспективного сокращения. 

3.Выполнение тонового решения с выявлением всех элементов тонового объема, детальная моделировка, передача материальности. 

4.Заключительный этап – обобщение, правильное светотеневое цельное изображение и создание графического образа

Ход урока:

Рисование черепа даёт возможность изучить пластическую анатомию строения мозгового и лицевого черепа, выполнить линейно-конструктивное построение всех пропорциональных симметричных и асимметричных элементов с учетом перспективы. Нужно вести работу по принципу от общего, к частному, видеть череп человека в целом, разделяя его на яйцевидную форму верхней части и сочетающуюся с ней призму нижней лицевой части.

hello_html_24b7c9ba.jpg

Большое внимание в процессе ведения работы по рисованию черепа необходимо уделить грамотному изучению конструктивного объема всех пропорциональных отношений и передаче их в едином взаимодействии друг с другом. Модель гипсового черепа демонстрирует, на какие зоны поделен череп, где расположены основные грани между объемами и плоскостями. Это позволит точно нанести тон и правильно разместить объект в пространстве. 

Это интересная фигура со сложным сочетанием объемов, форм и деталей. Не стоит сразу строить мелкие фрагменты, начинать нужно с крупных объемов.

Чтобы лучше запомнить и изучить правила рисования черепа рекомендуется нарисовать его несколько раз в разных ракурсах и положениях. На начальном этапе обучения рисования черепа, лучше всего, чтобы линия горизонта была на уровне глаз. Только после тщательного изучения черепа,  можно браться за рисование с более сложных ракурсов. При размещении черепа на листе нужно учитывать, что с лицевой стороны изображения, в зависимости от поворота черепа, должно оставаться чуть больше свободного места, чем со стороны затылка. Перед тем как начать рисовать, желательно осмотреть всю формы детально, глазные впадины, скулы и так далее.

Демонстрация наглядного пособия.

hello_html_m761e6c0f.png

hello_html_m1377b4ba.jpg

На представленном примере изображены три рисунка черепа в разных ракурсах, что является очень полезным и сложным для образного построения формы.

hello_html_m962ca44.jpg

Перед тем как приступить к рисованию черепа человека, необходимо познакомиться с ее анатомическим строением. Череп состоит из двух частей. Одна носит название мозговой, в нее входят лобная и затылочная, височные, теменные кости. Другая лицевой частью черепа, и к ней относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые кости, скуловые отростки и т.д.

Лобная кость образует поверхность лба человека, имеет в верхней части справа и слева два выпуклых выступа — так называемые лобные бугры. Ниже лобных бугров находятся также две выпуклости — надбровные дуги. Между ними пролегает углубление — надпереносье.

В нижней части лобная кость завершается переходом в глазницы — впадины для глаз. Справа и слева лобная кость переходит в поверхности височных и клиновидных костей, и на границах этих переходов имеется гребень, или, как его еще называют, височная линия.

Рисование с натуры на базе пластической анатомии это собирание изученных частей в одно целое. Знание анатомии и рисование с натуры черепа человека — единство теории и практики в работе художника. Отсюда следует, что анатомия — своеобразный строительный материал в рисовании человека.

Познакомившись со строением костей черепной коробки и лицевой части черепа, постарайтесь в рисунке с натуры тесно связать теорию с практикой.



hello_html_4ee60760.jpg

ЭТАП 1

Рисование требует много времени для правильной передачи пропорций и размеров. На первый взгляд кажется, что рисунок не сложный, ведь на нем очень мало мелких сложных деталей, но на самом деле, в этом рисунке очень сложно сохранить правильные пропорции, чтобы череп был максимально реалистичным.

Легкими линиями наметим общий характер силуэта, после этого обязательно проверьте правильность размещения объекта на листе. Следите за пропорциями. Обозначим разделительную осевую линию. Она служит ориентиром при построении формы черепа в различных ракурсах. Проходит эта линия вдоль всей поверхности формы, разделяя череп на две половины.

Рисуем две линии — одна линия глазных впадин, вторая — линия середины черепа и носа.  

Необходимость строго придерживаться средней профильной линии при одновременном рисовании парных объемов и характерных элементов частей черепа человека, соблюдая пропорции.



hello_html_14cc53e5.png




ЭТАП 2

Далее прорисовываем очертания глазных впадин — в дальнейшем их обрисуем и заштрихуем.

hello_html_m6e35718.png


ЭТАП 3

Прорисуем карандашом верхнюю часть черепной коробки. Она имеет овальную, практически круглую форму.


hello_html_m1b1ccbdc.jpg


ЭТАП 4

Этот этап включает в себя прорисовку сразу нескольких элементов — будьте внимательны, ведь нам с вами предстоит нарисовать довольно сложные элементы. Начинаем с прорисовки верхней челюсти. Рисуем выемки для зубов. Далее переходим к рисованию глазных впадин. Рисуем так же впадины на месте носа.

hello_html_46596ffd.jpg


ЭТАП 5

Теперь рисуем основную часть нижней челюсти. Ориентируйтесь при этом на вспомогательные линии.


ЭТАП 6

Переходим к легкой проработке формы по предварительному рисунку. Возьмите твердый карандаш и выявите самые видные формы черепа, их тень и свет.

Выполнив грамотное линейно-конструктивное построение, приступайте к тоновому решению объема черепа, с нахождением теней, света, полутеней, рефлексов, бликов, выделяя тоновые контрасты и нюансы полутонов. Необходимо большое внимание уделить правильному освещению черепа человека –оно должно быть верхнебоковым и контрастным. Передавать тоном объем черепа следует точно взятыми светотеневыми отношениями, начиная находить плотность большой тени, применяя метод ведения тонового рисунка – от темного к светлому, выполняя тональные переходы. Работа тоном должна идти одновременно по всему рисунку с уточнением пропорциональных отношений, с проработкой тоном плоскостей и объемов. Штриховку необходимо наносить по направлению поверхности формы. Особое внимание уделяем рисованию деталей лицевой части черепа. Их нужно рисовать все сразу, сопоставляя друг с другом. Заканчивать рисунок следует применяя метод обобщения, с нахождением гармоничной тоновой цельности изображения.



hello_html_m10cdfd3c.jpg


Начните оттенять верх головы и глазных впадин. Оттеняйте совсем не много, потом  насытить тоном данные части черепа для эффекта пластичности и выявления реалистичной формы.

hello_html_d60a195.jpg


Поэтапно затемняем глаза и назальные отверстия (нос). Эти три впадины будут самыми темными на рисунке. Так же немного оттеняем зубы.


hello_html_m35fd2cc3.jpg




hello_html_m6b276638.jpg


В завершении стоит взять более мягкий карандаш и пройтись по теням что бы придать черепу реалистичность и выявить самые светлые места на лбу.

Примерные рисунки черепа карандашом

Поэтапный рисунок







Задание: Из гипсовых черепов на фото выбрать два варианта (спереди,сбоку или слева, справа). На формате А 2 (полватмана) Рисунок выполняется карандашом

1. Правильное расположение черепов на формате. Два вида: вид спереди и сбоку (профиль)

2. Сверху, снизу и по бокам формата оставить пространство. Черепа скомпановать по центру формата

3. Построение черепа. Правильно отметить высоту черепа, ширину лицевой части, лобковой части черепа. 

   правильно отметить глазное дно, носовое отверствие, высоту челюсти

4. После правильного построения придать объем черепу штрихами

5. Главная задача: придать (вылепить) объём черепа с помощью карандашей разной твердости и мягкости