Определение понятия композиция. Виды композиции. Композиционный центр.
Композиция
Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Композиция (от лат. compositio) означает гармоничное сочетание, построение, составление-соединение, сочетание, то есть связь различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.Все направлено на достижение выразительности целостности образа, а целостность характеризуется рядом свойств, таких как: гармоничность, симметрия, асимметрия, динамичность, статичность.
Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Движение - выразитель времени. Динамика - это зрительное восприятие движения, стремительности формы. Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других.Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции. Симметрия порождается симметричностью строения фигуры, и присуща обычному повседневному костюму.
Асимметричность композиции порождается функциональностью одежды, и создает необычно свежий, изящный нестандартный образ присущий, прежде всего для торжественных случаев.А одним из самых действенных средств композиции является контраст.
1. Композиционный центр
2. Динамичность и статичность в костюме
3. Симметрии и асимметрии в костюме
4. Контраст
5. Нюанс
1. Композиционный центр
Достижение целостности композиции зависит от способности мастера подчинить второстепенное главному - композиционному центру («смысловому центру», «зрительно» центру»).
Композиционный центр (акцент) - это то, что больше всего бросается в глаза в композиции, т.е. место концентрации взгляда.
Композиционный центр может находиться в любой части работы и служить им может:
• самая объемная точка;
• линия;
• цветовое пятно (яркое светлое, темное);
• декоративная проработка;
• фактурная поверхность. Также, композиционный центр должен выполнять какую-либо функцию, иметь значение:
• Конструктивное значение (складки, шарфы и т.д.).
• Символическое значение (броши, значки, талисманы, знаки зодиака).
• Колористическое значение, т.е. объединение частей костюма с помощью цвета (любое цветовое пятно).
• Стилистическое значение, т.е. когда акцентом закончен костюм и внесена стилистическая ясность (костюм в морском стиле и т.д.).
• Социальное значение (функция) указывает на социальный статус (положение).
2. Динамичность и статичность в костюме
Динамика - это зрительное восприятие движения, стремительности формы.
Динамика - определенное взаиморасположение частей и элементов целого, вследствие чего целое воспринимается или статически неуравновешенным, или закономерно изменяющимся по каким-либо направлениям (по вертикали, по горизонтали, по диагонали). Антоним статика,
Динамичность делает форму броской, активной, заметной, выделяя ее среди других.
Динамику в костюме можно получить или выразить, следующим образом:
1. если использовать одну или несколько диагональных линий;
2. если внутри костюма асимметрично расположены детали, при этом не изменяющие его силуэт.
Например, асимметрично расположенные карманы вызывают ощущение динамичности в статичной, функциональной форме одежды.
3. если конструктивные линии динамичны.
Например, кривые линии рельефов динамичнее, чем прямые. Объясняется это тем, что криволинейность членений создает определенное беспокойство.
Статика - (статическая, -ий, -ое, -ие) - это определенное взаиморасположение частей и элементов целого, вследствие чего, целое воспринимается спокойным, устойчивым, равновесным, неизменным, монументальным. Антоним динамика. Как правило, у статичных предметов есть центр, своего рода ось, вокруг которой образуется форма.
Статичность в костюме можно получить или выразить следующим образом:
1. Если использованы спокойные, ровные движения линий и масс;
2. Если отсутствуют диагональные и кривые линии;
3. Если есть четкие членения по вертикалям и горизонталям;
4. Если композиция в целом симметричная, уравновешенная;
В целом динамичность и статичность в костюме следует считать относительными, так как в чистом виде они не существуют.
3. Симметрии и асимметрии в костюме
Симметрия - (в переводе с греческого означает «соразмерность») - это принцип организации композиции, где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра. Антоним асимметрия.
Симметрия - одно из наиболее ярких и наглядно проявляющихся свойств композиции.
Асимметрия - это принцип организации, который основывается на динамической уравновешенности элементов, на впечатлении движения их в пределах целого. Антоним симметрия. В отличие от уравновешенной симметрии, которая воспринимается легко и сразу, асимметрия бывает уравновешенной и неуравновешенной и читается постепенно. В костюме асимметрию можно обнаружить, например:
• в асимметрично надетом шарфе или косынке обрамляющей шею;
• в продетом сквозь пряжку конце пояса;
• в карманах, обращающих на себя внимание как на вариант асимметричной композиции и как на способ уравновешивания путем асимметрии;
• в асимметричном акценте с помощью фактуры;
• в асимметричных по форме деталях;
• в асимметричном акценте с помощью цвета;
• в асимметричности покроя, где симметричная в целом композиция получается своеобразной и оригинальной;
• в асимметрично завязанном узле пояса;
• в асимметрично направленном рисунке ткани (полоски, клетки и т.д.);
• в намеренном перемещении линии кроя борта;
• и т.д.
Таким образом, асимметричность композиции в костюме решается путем:
• внутренних членений или при использовании деталей (чаще всего накладных карманов, украшений), при этом не изменяется общая симметричность формы;
• путем конструктивных линий (линии покроя);
• приемов обработки поверхности (внутренняя формообработка, например, складки, драпировки и т.д., располагающиеся асимметрично относительно средней линии). Что же касается функциональной обусловленности костюма, то она содержит в себе оба начала композиции: принцип симметрии и принцип асимметрии.
Симметрия порождается симметричностью строения фигуры, и присуща обычному повседневному костюму.
Асимметричность композиции порождается функциональностью одежды, и создает необычно свежий, изящный нестандартный образ присущий, прежде всего для торжественных случаев.
4. Контраст
Контраст - это резко выраженная противоположность (противопоставление) свойств (цвета, фактуры, текстуры, размера, веса и т.д.), борьба разных начал: длинный - короткий, толстый - тонкий, крупный - мелкий, светлый - темный, шершавый - гладкий, колючий - мягкий, объемный - плоский и т.д. Антоним нюанс.
Контрастная композиция всегда визуально активна, она активизирует форму. При отсутствии контраста форма оказывается маловыразительной и скучной. Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие форм, делает их единство более напряженным, впечатляющим, необычным.
Контрасты различают:
• по светлоте (светлый - темный),
• по цветовому тону (цвет и его дополнительные цвета),
• по насыщенности,
• по фактуре (матовый - блестящий),
• по ассоциациям (выступающие - отступающие, теплые - холодные, легкие - тяжелые,
угнетающие - успокаивающие и т.п.).
5. Нюанс
Нюанс, как средство композиции имеет не меньшее значение, чем контраст.
Нюанс — это малозаметный переход или различия свойств (в цвете, в размерах, в площадях, в форме и т.д.) упорядочение композиционных начат. Антоним контраст. В природе нюанс, в основном служит средством маскировки, несет в себе едва заметный переход, оттенок, сглаживает монотонность и жесткость формы.
Нюансировка - это главное, что делает вещь элегантной, совершенной. Нюанс - это самое тонкое из средств композиции.
- Учитель: Дария Ноговицына
- Преподаватель: Василий Владимирович Корякин
- Преподаватель : Василий Владимирович Корякин
- Преподаватель: Василий Владимирович Корякин